+7 (495) 870-36-20
Рекордные скорости: легендарные советские автомобили, покорившие 200+ км/ч
Советский автопром ассоциируется с надежными, но не слишком быстрыми машинами. Однако мало кто знает, что в СССР создавали настоящие скоростные рекордсмены – некоторые из них могли бы составить конкуренцию западным спорткарам. Рассказываем о самых резвых моделях, оставивших след в истории.
1. ХАДИ-9: реактивный монстр
Этот экспериментальный болид разрабатывался в Харьковском автодорожном институте и оснащался авиационным двигателем от истребителя МиГ-19. Теоретически он мог разогнаться до 800 км/ч, но проверить это на практике не удалось – в СССР просто не было подходящих трасс.
Однако во время съемок фильма «Скорость» (1973 г.) ХАДИ-9 показал свыше 400 км/ч, установив неофициальный рекорд. Для сравнения: даже современные Bugatti Chiron на обычных дорогах ограничены электроникой на отметке 420 км/ч.
2. «Пионер-2М»: газотурбинный чемпион
В 1963 году этот необычный автомобиль с двумя газовыми турбинами (общая мощность – 160 л.с.) официально достиг 311 км/ч. Рекорд зафиксировали на соляном озере Баскунчак, где была идеально ровная поверхность.
Интересно, что «Пионер-2М» не имел коробки передач – турбины напрямую крутили ведущие колеса. Из-за прожорливости двигателей проект остался экспериментальным, но доказал: советские инженеры умели создавать экстремальные машины.
3. «Харьков-Л»: малолитражка-рекордсмен
Созданный в 1955 году, этот компактный автомобиль с 0,25-литровым двухцилиндровым мотором (всего 50 л.с.) сумел разогнаться до 223 км/ч. Секрет успеха – футуристичный аэродинамический кузов и минимальный вес (менее 500 кг).
Долгое время «Харьков-Л» оставался самым быстрым автомобилем в мире в классе малолитражек. Его рекорд продержался почти 10 лет.
4. ЗИЛ-117: советский «Мустанг»
Единственный серийный советский автомобиль, способный на 200 км/ч. Под капотом – 7-литровый V8 (300 л.с.), а салон отделывали кожей и деревом. Выпускался с 1971 года для партийной элиты.
Из-за высокой стоимости (почти как два «Жигуля») и дефицита запчастей ЗИЛ-117 стал большой редкостью. Сегодня хорошо сохранившиеся экземпляры ценятся коллекционерами.
5. ГАЗ-3105: полноприводный спортсмен
Разработанный в конце 1980-х, этот автомобиль должен был стать флагманом Горьковского автозавода. 3,4-литровый V8 (170 л.с.) разгонял его до 200 км/ч, а постоянный полный привод обеспечивал отличную управляемость.
Выпуск ограничили 50 экземплярами – помешал развал СССР. Сегодня ГАЗ-3105 – желанный экспонат для музеев ретро-автомобилей.
Почему рекордные модели не пошли в серию?
Большинство скоростных разработок СССР остались экспериментами по трем причинам:
Отсутствие подходящих дорог – даже 200 км/ч в 1970-х были нереальны для советских трасс.
Экономическая нецелесообразность – приоритетом был массовый автопром.
Ограниченные технологии – например, газотурбинные двигатели оказались слишком «прожорливыми».
Тем не менее, эти проекты доказали: советские конструкторы могли создавать по-настоящему быстрые автомобили. Их наследие вдохновляет современных инженеров – например, гиперкар Marussia (2000-е годы) частично использовал наработки советской школы.
P.S. Если бы не распад СССР, возможно, мы бы увидели серийный спорткар уровня Porsche 911. Но история не знает сослагательного наклонения…